05-10-2018

Почему украинцам отказывают в регистрации земли?

Как сообщает 1News, зарегистрировать свои земельные участки в кадастре граждане Украины не могут ни с первого, ни второго и нескольких раз. Документы не принимают и люди вынуждены постоянно выполнять не совсем ясные требования кадастровых регистраторов.

Как правило, свой отказ чиновники не аргументируют. В обосновании может быть просто записано: "Не соответствует земельному кодексу Украины» либо « Файл не валидный».

Вот как эту ситуацию прокомментировал глава офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Гончарук:

«Для того чтобы сведения о земельном участке появились в земельном кадастре, нужно пройти процедуру государственной регистрации земельного участка. Вместе с коллегами из Госгеокадастра, мы обнаружили, что в течение одного года происходит 135 тыс. отказов заявителям в такой процедуре. То есть по каждому седьмому земельному участку происходил отказ. Каждый такой случай – это время и средства государства, бизнеса и людей».

В данном случае отказы происходят из-за необоснованных действий государственных служащих и заявителей.

По мнению экспертов ситуация может измениться в самое ближайшее время. Чтобы свести к минимуму число отказов, Кабинет министров разработал новые правила работы с Государственным земельным кадастром, которые вступят в силу 19 марта 2019 года.

Новый документ дает четкий перечень причин отказа в регистрации. Также предусмотрено, что, ссылаясь на то или иное основание для отказа, регистратор должен будет предоставить полный перечень недостатков поданного пакета документов:

  • Перечислить недостающие документы.
  • Сослаться на законодательные нормы, которым не соответствует поданный документ.
  • Предоставить информацию, позволяющую устранить все недостатки электронного документа.

Адвокат Виктория Любич подметила:

«Необходимость аргументировать причины отказа должна уменьшить количество безосновательных возвратов документов заявителям».

В новом порядке закреплена возможность регистрации земельных участков в электронном виде, что облегчит процедуру оформления прежде всего для людей.

«Предусмотрена возможность для любого физического или юридического лица самостоятельно в открытом доступе распечатать информацию из кадастра. Ее можно использовать как графические материалы – документ, необходимый в процедуре получения права на землю.

Также в соответствии с изменениями будут внедрены электронные сервисы, которые позволят осуществлять мониторинг заявлений, поданных кадастровому регистратору, своевременность, порядок и результаты их рассмотрения»,-прокомментировала адвокат.

Эксперты уверены, что новый Порядок сократит количество отказов в три-четыре раза, к тому же, трудней будет проворачивать разные схемы с землей.

В будущем планируется запустить сервисы, которые позволят землеустроителю создавать в составе кадастра сведения о земельном участке – так отпадет надобность предварительной проверки электронного документа. В планах также упростить процесс досудебного оспаривания действий регистраторов.

Алексей Гончарук отметил:

«Процедуру досудебного опротестования негативных решений кадастровых регистраторов планируют прописать в ходе работы над проектом закона №6017, который уже находится в Верховной Раде».